Фолкеркское колесо
a

Есть в Шотландии город под названием Фолкерк. Еще в восемнадцатом веке он стал стартовой точкой индустриальной революции, произошедшей в стране. Именно в те времена здесь начала активно развиваться промышленность, в результате чего создавалось большое количество всевозможных новшеств.

К наиболее заметным из них можно отнести строительство водных каналов под названием Юнион и Форт-энд-Клайд. Именно они помогли существенно улучшить пути сообщения. До наступления тридцатых годов двадцатого века эти каналы соединялись специальными шлюзами, но из-за трудоемкого обслуживания шлюзы пришлось вывести из эксплуатации.

Но вот, в наше время каналы вновь соединены, только в этот раз с помощью настоящего инженерного чуда. Мировая общественность знает его в качестве Фолкеркского колеса. Речь идет о вращающемся судоподъемнике, способном перемещать корабли непосредственно между каналами.

24267221570_99d427ee7c_z.jpg

Своим названием это колесо обязано городу, расположенному в центре Шотландии. Оно стало одним из элементов масштабного проекта под названием «Миллениум Линк». По сути, речь идет о масштабной водной работе, позволившей обеспечить хождение судов между Глазго и Эдинбургом.

За счет этого колеса лодки поднимаются на высоту, равную двадцати четырем метрам, только вот Юнион канал находится на одиннадцать метров выше, нежели акведук, подводящий судка по подъемнику. В связи с этим обстоятельством лодкам приходится преодолевать сразу два шлюза. Дело в том, что инженеры не нашли решения, позволяющего поднять высоту акведука, поэтому участок в сто пятьдесят метров пришлось провести под землей.

9698210957_e62bd87fb4_z.jpg

Благодаря характерным чертам своей конструкции Фолкеркское колесо стало уникальным мировым творением. Первое рассмотрение его конструктивного оформления состоялось еще в 1999 году. С идеей выступили представители группы Morrison-Bachy Soletanche Joint Venture. В соответствии с задумкой конечный результат должен был иметь почти полное сходство с кабинами колеса обозрения. Разработкой механической концепции руководил Тони Кеттл. Интересно, что архитектор начал с моделирования рабочей системы, используя для этих целей конструктор Lego.

В связи с тем, что в разработке участвовало сразу несколько групп, конечный дизайн формировался с учетом вкусовых предпочтений каждой из сторон. Как результат, среди элементов колеса можно увидеть образ кельтского топора, корабельного винта и грудной клетки кита.

При виде готовой конструкции жители страны пришли в состояние нескрываемого восторга, поэтому с 2007 года колесо отображается на памятной банкноте с номиналом в пятьдесят фунтов.

3856968560_3eac51e2f9_z.jpg

Еще через пять лет модель сооружения получила свое место на выставке в одном из лондонских музеев.

Полный цикл строительства и сборки колеса происходил на заводе в городе Рипли. Оно перевозилось по частям, для чего потребовалось тридцать пять грузовых автомобилей. Открытие конструкции состоялось в мае 2002 года, а проведение церемонии доверили королеве Елизавете II.

Интересно, что несмотря на всю массивность конструкции она имеет незначительное энергопотребление.